Детский центр «ТОР»

почта: tor130657@mail.ru, г.Нижний Новгород, ул. Василия Иванова 14/1, пр. Кораблестроителей, 37ул. Гаугеля, 1. Тел.: 8-910-106-98-32. 

Рекомендации родителям о создании необходимых условий для развития у дошкольника познавательных интересов и внутренней мотивационной готовности учиться при выполнении домашних заданий по программе "Подготовка к школе"

«Все человеческое умение – не что иное, как смесь терпения и времени»

Бальзак

Уважаемые родители, для формирования у ребенка внутренней позиции школьника, когда он сам хочет учиться и охотно выполняет предложенные здания, нужно приложить немало усилий не только педагогу, но и родителям. Постарайтесь создать дома образовательную среду и доброжелательную атмосферу. Пусть ребенок, во время занятий, почувствует радость преодоления трудностей в равноправном общении, когда взрослый не сердится, не укоряет и не поучает, а помогает.  

Условия обучения.

  1. Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, заранее ознакомитесь с пройденным материалом и с тем, что будете изучать в данный момент. В противном случае у Вас может что-нибудь не получиться  в самом процессе работы с ребенком, в результате исчезнет игровой эффект или ребенок почувствует вашу некомпетентность.
  2. Взрослый человек не может припомнить или осознать ту огромную работу, которую он проделал в детстве, и которая позволила ему научиться читать. У многих взрослых этот процесс в детстве носил трудный характер. Какая-нибудь мелочь может привести к трудностям и у вашего ребенка.
  3. Наблюдайте за вашим ребенком. Обратите внимание на следующие четыре важных параметра:

Первый – внимание:

  1. Может ли ваш ребенок удерживать внимание на каком-нибудь объекте?
  2. Может ли прервать выполнение задания, чтобы послушать что-либо, а затем снова продолжить выполнять его?

Второе – эмоциональность ребенка.

Хорошо зная своего ребенка, вы всегда можете оценить по ряду внешних проявлений, насколько активен и заинтересован ребенок в обучении.

Третье – инициативность ребенка.

Стремится ли ребенок показать себя? Готов ли он делиться впечатлениями от процесса обучения?

В какой мере он показывает, то, что уже знает по данному конкретному заданию?

Четвертое – показатели обучения.

По ходу выполнения заданий, отмечайте, с чем не справляется ребенок, что следует повторить, проявляйте при этом гибкость и создавайте комфортные условия обучения. Если некоторые задания вызывают у ребенка трудности, если он выполнит какое-то задание неправильно, ни в коем случае не ругайте его, не комментируйте ошибки в обидном тоне. Это может сформировать у дошкольника чувство неуверенности и даже страха. Из-за  боязни совершить ошибку он будет стремиться получить подсказку или готовый ответ. Спокойно помогите ребенку понять, в чем он ошибается. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что учиться это интересно. А трудности и ошибки это нормально. Ведь «не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Стимулы.

            Ребенка нельзя заставить обучаться, но можно создать для занятий определенные стимулирующие условия.

Не жалейте для ребенка слов одобрения. Под одобрением понимается одобрение действий ребенка:  «Здорово у тебя все получилось». «Ты все хорошо запомнил».

Поощряйте сюрпризом. Но очень важно, чтобы поощрение не носило характер условия:              «Если сделаешь, тогда …». Поощрение становится действенным, когда оно делается неожиданно для ребенка, как сюрприз.

            Похвалу, еще один стимул, ребенок относит не столько к выполненному действию, сколько к себе самому. Часто похвалу ребенок воспринимает, как возможность доставить удовольствие  взрослому.

            И еще одно важное замечание. Как можно чаще вступайте с ребенком в диалог, не оставляйте без ответа ни одну реплику, ни один вопрос, обращенные к вам.

Конкурентность.

            Для того, чтобы создать Конкурентность в играх с ребенком, от Вас потребуется известный артистизм, умение играть так, как если бы Вы сами были ребенком.

            Детям нравится тоже обучать. Предоставьте ребенку такую возможность. Пусть ребенок расскажет, как герои (Ёжик, Лисенок и Сова) познакомились с буквой или звуком. Попросите его объяснить, как нужно выполнять то или иное задание, ведь это он был на уроке. Наша программа, по сути, дает Вам такую возможность. Пусть ребенок знакомит Вас со звуковыми картинками, с обозначениями звуков, загадывает загадки. Выкладывайте слова буквами и звуковыми картинками, допускайте ошибки. Пусть ребенок исправляет ошибки и ставит вам оценки. Читайте хором, поочереди, по ролям и т.д.

Повторение.

            Повторение пройденного материала необходимо. Просматривайте с ребенком предыдущие уроки, вспоминайте задания. Читайте тексты несколько раз. Дайте почувствовать ребенку, как легко он читает то, что когда-то давалось очень не просто.

Читаем ребенку.

            Старайтесь каждый день читать что-либо своему ребенку. Это очень важно по ряду причин: во-первых усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию.

            Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз прослушивая текст, обогащает свой духовный мир, развивает навык предугадывания еще непрочитанного содержания текста.

            При повторном чтении книги старайтесь читать её быстрее. Что поможет развить у ребенка способность быстро понимать содержание текста. Вы освобождаете его от необходимости читать текст (это ему еще трудно) и оставляете ему только одну задачу – понимать, но быстро. Развитие навыков быстрого понимания прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание текста быстрее.

Звуковой анализ слов.

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это графические символы, с помощью которых передается содержание текста. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Всего в русском алфавите используется 33 буквы:

  • 21 буква для обозначения согласных;  10 букв — гласных;
  • и две беззвучные буквы: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Когда мы читаем буквы вслух, то образуются звуки — слоги — слова.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Мы можем их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова мы анализируем именно их. Звуки в речи мы зачастую проговариваем не так, как записываем на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «юла» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [ йу ].

Секреты согласных звуков.

  • твердые — мягкие согласные звуки попарно имеют одну общую букву:

Б    [б] - [б’]: банан — белка,

В    [в] - [в’]: высота — верба,

Г    [г] - [г’]: город — герцог,

Д    [д] - [д’]: дача — дельфин,

З     [з] - [з’]: звон — зефир,

К   [к] - [к’]: конфета — кенгуру,

Л   [л] - [л’]: лодка — люк,

М  [м] - [м’]: мак — мечты,

Н   [н] - [н’]: новый — нектар,

П   [п] - [п’]: пальма— персик,

Р   [р] - [р’]: ромашка — ряд,

С   [с] - [с’]: сувенир — сюрприз,

Т   [т] - [т’]: туча — тюльпан,

Ф  [ф] - [ф’]: флаг — февраль,

Х  [х] - [х’]: хорек — хищник.

  • Следующие согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаща, твой).

                В старшей группе ставится задача формирования у детей умения проводить звуковой (фонемный) анализ. Это значит, что дети должны научиться устанавливать последовательность звуков в слове, и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).